Вопрос: "Спрашивающий говорит: "Между мной и моим другом произошел разговор об Исламе. Этот друг сказал, что он вообще не совершает молитвы. Тогда я сказал ему: "Ты кяфир, потому что Всевышний Аллах говорит: "Разве вы станете веровать в одну часть писания и не будете веровать в другую? Нет воздаяния тому из вас, кто делает это, кроме позора в мирской жизни, а в день воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию!" (Корова: 85) На что он мне сказал: "Ты тоже." И он упомянул мне слова пророка, салля Аллаху алейхи ва саллям: "Кто обвинил мусульманина в неверии, тот впал в неверие". После этого я оставил его и ушел, чтобы спор не разгорелся еще больше. Каково постановление (хукм) относительно этого нашего разговора, который произошел между нами? И берем ли мы за него грех?"

Ответ шейха Абдуль-Азиза бин Абдуллаха бин База:

"Правильным является то, что тот, кто оставил молитву является кяфиром, и даже если он не отрицает ее. Это мнение является избранным и предпочтительным у исследователей из числа ученых согласно словам пророка, салля Аллаху алейхи ва саллям, в достоверном хадисе: "Договор, который между нами и ними - это молитва.Тот, кто оставил ее, тот впал в неверие", его привели имам Ахмад и авторы Сунанов от Бурейды бин аль-Хусейба, да будет доволен им Аллах, с достоверным иснадом. И также согласно его, салля Аллаху алейхи уа алихи уа асхабихи уа саллям, словам: "Между человеком и между аш-ширком (многобожием) и аль-куфром (неверием) – оставление молитвы", его привел имам Муслим в его "Сахихе", и согласно его, алейхи ас-саляту уа ас-салям, словам: "Головой этого дела является Ислам, его опорой является молитва, а вершиной его горба является джихад на пути Аллаха", его привел имам Ахмад и имам ат-Тирмизи, рахмату Аллахи алейхима, с достоверным иснадом от Муаза, да будет доволен им Аллах. И согласно другим хадисам, пришедшим в этом отношении.

Тот, кто оставил молитву, должен покаяться перед Аллахом, поспешить с ее выполнением, раскаяться в том, что произошло ранее из его упущения и иметь намерение не повторять. Это является обязательным в его отношении.

Некоторые ученые пришли к тому, что он является совершающим большой грех и сделали это неверие - малым неверием. Они привели как довод то, что пришло в достоверных хадисах из достоинства единобожия, и что тот, кто умер на нем, тот из числа обитателей Рая и другое. Однако, это не указывает на искомое. Ведь то, что пришло относительно достоинства единобожия, и что тот, кто умер на нем, тот зашел в Рай, это при его соблюдении дел Ислама, и из этого - дело молитвы. Тот, кто соблюдал ее, тот получил то, что было обещано богобоязненным. Тот же, кто воспротивился, тот получил то, чем были устрашены небогобоязненные. Если человек сказал: "Ля иляха илля Аллах" и обособлял Аллаха в поклонении, а затем не признал обязательность молитвы, то он впал в неверие, и тому не принесут пользы его слова: "Ля иляха илля Аллах" и его обособление Аллаха в поклонении вместе с его отрицанием обязательности молитвы у всех ученых.

Также тот, кто оставил ее из попустительства и непридавания большого значения, не отрицая ее обязательности, его положение является положением того, кто отрицает ее обязательность в правильном из двух мнений ученых, и не принесет ему пользы его свидетельство, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, потому что он оставил право этого слова. Ведь из его права – выполнение молитвы. И также если человек будет обособлять Аллаха в поклонении и признает, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, однако, он будет издеваться над чем-либо из религии Аллаха, то он впадает в неверие, как сказал Аллах, могуществен Он и велик: "Скажи: "Не над Аллахом разве, Его аятами и Его посланником вы издевались?" Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали". (Покаяние: 65,66)

И также если человек скажет: "Ля иляха илля Аллах", будет обособлять Аллаха в поклонении, и будет отрицать обязательность закята, или отрицать обязательность поста Рамадана, или отрицать хадж с возможностью, или отрицать запрет прелюбодеяния, или отрицать запрет воровства, или отрицать запрет мужеложства и тому подобное, то, поистине, тот, кто будет отрицать эти вещи или что-либо из них, тот впадает в неверие по единогласию (иджма'), и даже если он совершает молитву и совершает пост, и даже если он говорит: "Ля иляха илля Аллах", потому что эти действия делают недействительной его религию и делают его непричастным к Исламу по причине этих действий, выводящих из Ислама. Потому что он по причине отрицания этого или чего-либо из этого считается неверящим Аллаху, пречист Он, и его посланнику, салля Аллаху алейхи ва саллям.

Верующему следует понимать это важное дело. И также тот, кто оставляет молитву и попустительствует ей, тот становится кяфиром, и даже если он не отрицает ее обязательности в более правильном из двух мнений ученых, как было приведено ранее доказательство этого в прошлых хадисах, и также то, что пришло с таким смыслом. Мы просим Аллаха, чтобы он исправил положение мусульман, и чтобы он вернул их кяфиров и их грешников к искреннему покаянию.

Что касается его слов: "Кто обвинил мусульманина в неверии, тот впал в неверие", то это если такфир был не в его месте, как сказал пророк, салля Аллаху алейхи ва саллям: "Кто сказал своему брату: "О, враг Аллаха" или же сказал: "О, кяфир," а это на самом деле не так, то это возвращается на него."

Однако, этот, который сказал: "Ты кяфир по причине оставления молитвы", то такфир был в его месте, и он не возвращается на сказавшего, и не становится сказавший кяфиром, напротив, сказавший это исполнил повеление Аллаха, выполнил право Аллаха и разъяснил то, что обязал Аллах из такфира этого вида людей. Он берет за это награду (аджр) и не является кяфиром. Кяфиром является тот, кто оставил молитву, воспротивился и проявил упрямство. Мы просим Аллаха благополучия."

(Фатауа "Нурун аля ад-дарб", 1-ый том, стр. 134-136)

(مجموع فتاوى ومقالات متنوعة المجلد العاشر Собрание фетв и различных статей Абдуль-Азиза бин База, 10-ый том)